PrintDaily УкраинаPrintDaily Россия
Главная Блоги Как выбрать надежного полиграфического партнера. Руководство к действию

Как выбрать надежного полиграфического партнера. Руководство к действию

Как выбрать надежного полиграфического партнера. Руководство к действию

Печать  E-mail 
01.08.2012 Константин Кожемяка

Недавно встретил статью на одном известном ресурсе о том как правильно выбирать подрядчика по полиграфии. Писала компания, которая постоянно заказывает печать в типографиях, причем писала явно на эмоциях и из личного горького опыта. Но, так как автор явно не является специалистом в этой области, то и статья больше похожа на крик души, а не на руководство к действию.

Несмотря на вышесказанное, обсуждения статья вызвала нешуточные, а значит проблема системная и наболевшая. Вот я и решил немного систематизировать и дополнить эту информацию, чтобы она имела практическое применение. Постараюсь быть объективным ;)

Итак, разобьем процесс выбора на несколько этапов:

  • Составление списка претендентов.
  • Пробный запрос.
  • Согласования.
  • Размещение макетов.
  • Контроль производства.
  • Прием продукции.

Составление списка

Начало стандартное – идем в Google (или другой любимый поисковик) и вводим в строку поиска свой запрос. Например, "печать каталогов" или что-то в этом роде.

Дальше интересней, так как список желающих предоставить вам эти услуги достаточно велик, а нам надо его как-то сократить до разумных пределов, вычленив из него более-менее перспективных подрядчиков.

Определить их можно по косвенным признакам:

  • Все полиграфисты любят свое оборудование и обязательно о нем рассказывают у себя на сайте. Вам оно не интересно, но признак верный ;)
  • Если на сайте описано много видов услуг (печать, наружка, сувенирка, широкофрматная печать, цифровая, и еще десяток), то скорее всего перед вами сайт небольшого посредника или цифрового салона. Из минусов сотрудничества с такими компаниями – это малограмотность в полиграфии а значит возрастает вероятность недопонимания и ошибки на каком-то из этапов, что потом приведет к некачественной продукции, посреднические накрутки (иногда достаточно существенные). Есть и плюсы - если потребность у вас небольшая, но разносторонняя, то быстрее будет решить ее через таких ребят, немного переплатив за их связи и время.
  • Есть адрес и он не в жилом доме (бизнес-центре) и не в центре города. Полиграфическое оборудование очень тяжелое и занимает много места, потому такие производства стремятся к окраинам или вовсе за город.

Пользуясь приведенными выше критериям фильтруем лишних и непонятных и получаем список из 3-5 компаний у которых будем запрашивать стоимость.

Пробный запрос

Как составить техническое задание? Да очень просто! Есть несколько вопросов, которые важны для расчета и чтобы их описать не надо быть специалистом:

  • Размер изделия (в развороте и в готовом виде если оно складывается).
  • Цветное или нет.
  • Количество страниц, если их там много (1 лист – это две страницы, часто путают).
  • Количество изделий (тираж).

Остальные подробности о вашем заказе можете описать в свободной форме, так как вы это понимаете. Адекватный менеджер, а в хорошей типографии они должны быть только такими (вам же с ними работать), сам уточнит и поправит какие-то неточности, порекомендует из опыта как лучше это сделать и на какой бумаге напечатать. В итоге вы получите полное грамотное ТЗ. Кстати, если спрашивать менеджера об оптимальном размере или тираже, то иногда можно существенно сэкономить.

Срок ответа на ваш запрос не должен превышать 12 рабочих часов для самых сложных запросов. Если они не спешат на этом этапе, то что же будет, когда вы заплатите им предоплату...

Согласования

Итак, у нас есть цены от нескольких типографий, но если сумма заказа существенная (больше 1000 у.е.), то пока принимать решения рано. Особенно это актуально для сложных изделий типа каталогов и книг, т.к. заявляют о возможности произвести такую продукцию сотни и тысячи, а хорошо делают десятки. Связано это с большим количеством специального оборудования, необходимого для сборки таких изделий.

Лучше потратить немного времени и съездить посмотреть на само производство. Как оно организованно, насколько опрятно, много ли там оборудования и насколько свежим оно выглядит. Посмотреть в цеху на изделия, которые собираются, а не на то, что для вас приготовил менеджер и т.д. Эти пару часов потраченных сейчас смогут вам сэкономить очень много времени, денег и нервов впоследствии.

Если вам все понравилось и появилось внутренняя уверенность, что у этих ребят есть опыт и возможность произвести, то что вам надо, можно переходить к торгам.

Рентабельность полиграфического производства в среднем не превышает 20% (некоторые считают иначе, но это история для отдельной статьи), так что скидка в 5% - это очень хороший результат переговоров. Это работает только в том случае, если менеджер не решил заработать все деньги в этот день и назвал справедливую цену. В любом случае у вас есть с чем сравнить, но не требуйте слишком многого, т.к. тем самым вы сами банкротите своего подрядчика, а хороших не так уж и много.

Размещение макетов

Хорошая типография всегда проверяет макеты на пригодность к печати и на скрытые ошибки в подготовке печатных файлов (имеются ввиду не орфографические ошибки, это работа корректора).

Именно в этот момент стоит просить цветопробу и пруфы, если это многостраничное изделие.

Так как в офсетном производстве не делают тиражного образца, то для того чтобы убедится в правильности цветокорреккции макетов надо смотреть цветопробу, а для того, что бы убедится, что все элементы макета (текст, полосочки, картинки) пережили RIP (сервер которые занимается цветоделением и подготовкой к фотовыводу) смотрят пруфы. Плюс это последний шанс найти грамматические ошибки. ;)

Именно, после того как макеты приняты в печать и вопросов к ним не осталось, можно получить точный срок производства, так как все, что было раньше – это приблизительные цифры без поправки на текущую загрузку.

Сильно ускорять процесс чревато получением брака вместо красивой продукции, так как есть технологические нормы и нарушать их не стоит. Поэтому, готовьтесь заранее к сдаче тиража и будет вам счастье ;)

Контроль производства

Вы можете попроситься присутствовать на любом этапе производства, чтобы убедиться, что все идет так как вы задумывали и объективных причин для отказа у типографии нет. Правда, может оказаться, что ваша работа стоит в графике на ночь или выходной день, так что это вам решать ехать туда или нет.

Прием заказа

Основные моменты на которые стоит обратить внимание:

  • Непопадание в цвет. Контролируется только цветопробой.
  • Разнообразные пятна непонятного происхождения на продукции.
  • Не полный тираж. Пересчитывать желательно сразу в присутствии представителя типографии. Листовки можно взвесить или померить линейкой
  • Смещение по порезке или высечке. Вскрываете любую пачку и смотрите на цвет и качество порезки\высечки. Тоже, лучше делать сразу.
  • У книг каталогов и брошюр иногда страдает порядок страниц и качество склейки (выпадают страницы). Проверяется выборочно из тиража.

В принципе, вариантов брака может быть очень много. Главное не забывать, что в полиграфическом производстве допустимы отклонения, например по порезке и высечке 2-3 мм, по цвету тоже до 5%. Так что претензии предъявлять стоит сначала обдумав, влияет ли замеченный вами недостаток на функциональность изделия. Плюс, везде работают люди и они могут ошибиться. Очень неприятно, когда они ошибаются на вас, но из практики – адекватные и заинтересованные в партнерском сотрудничестве, а не сиюминутной прибыли, подрядчики всегда войдут в ваше положение и постараются максимально быстро устранить причиненный ущерб.

 


Об авторе:
Константин Кожемяка, руководитель отдела продаж типографии Huss (Киев).

 
Прокомментировать
Для комментирования необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

PrintDaily в социальных сетях

Twitter TwitterFacebook FacebookGoogle+ Google+RSS RSS

Рассылка новостей

Популярные материалы

Компании

Комментарии